Деловая сеть Ростов-на-Дону
Компании:16 771
Товары и услуги:12 952
Статьи и публикации:1 140
Тендеры и вакансии:150

Зарождение судостроения в допетровский период и предпосылки его будущего развития
Информация может быть не достоверна

Зарождение судостроения в допетровский период и предпосылки его будущего развития
02.07.2013
Создание средств для передвижения по воде ведёт свою историю с древнейших времён. Впервые такие средства появились не позднее периода к неолиту, когда человек получил возможность обрабатывать дерево.

Дерево — наиболее древний строительный материал —тысячелетиями служило человеку для постройки судов. Об этом свидетельствуют выдолбленные из дуба сорок веков назад челны, остатки которых найдены в России. Дошли до нас дубовый челн, построенный около четырёх тысяч лет назад и найденный на побережье Ладожского озера; дубовый челн, пролежавший в Южном Буге около 2500 лет, а также дубовый челн, найденный при раскопках у г. Изюм на Украине. Длина найденных челнов колебалась от 3, 5 до 8, 5 м при средней ширине 0, 7—1, 2 м.

Характер русских рек, мелководность их притоков, многоводье озер, пороги, частые переволоки на водоразделах—все это определило конструкцию и устройство судов Древней Руси, ихразмеры, осадку и устройство судов Древней Руси, их размеры, осадку и способы движения. Спав по течению, принцип использования судов в течение одной навигации или на один рейс и необходимость прохода по мелководным притокам наложили свой отпечаток на форму и конструкцию корпуса. Сплавные суда делались с прямоугольным сечением мидель-шпангоута и вертикальными штевнями. Строившиеся, как правило, в верховьях притоков сплавные суда по прибытии в пункт назначения продавались на слом. Несмотря на большое сходство в форме и размерах корпусов, они носили разные местные названия. Из большого числа типов судов, имевших широкое распространение на Руси, известны насад, струг, учан, павозок, дощаник и др.

Насады —это в основе суда-однодеревки, у которых были наставные дощатые борта. Доски бортовой обшивки в пазах соединялись "вгладь" так , что их кромки плотно примыкали друг к другу, создавая гладкую поверхность бортов. Имели высоко поднятые нос и корму.

Струги —небольшие плоскодонные низкобортные суда с очень малой осадкой. Изготовлялись без набоев и с набоями, значительно увеличивавшими их размеры. Набойные струги отличались от насадок тем, что доски бортовой обшивки пришивались "в накрой". Учаны, павозки и подвозки —дощатые плоскодонные суда. Были распространены до XVII в. почти на всех речных бассейнах. Павозки служили не только для перевозки, но и распаузки более крупных судов.

Ушкуи —суда новгородцев, известные с XIII в. , на которых они совершали плавания по рекам и озерам северо-западного бассейна, Волге и Каме. Плоскодонные легкие суда с малой осадкой, ходившие на веслах и под парусом.

На Северной Двине и Сухоне строились также речные сшивные карбасы и шитики. На зарождение и развитие северодвинских типов судов большое влияние оказали традиции новгородского судостроения.

По мере развития судоходства, увеличения объемов перевозок и совершенствования техники судостроения на реках Русского государства появляются новые типы судов более сложной конструкции и увеличенной грузоподъемности, из которых наибольшее развитие получили следующие.

Коломенки — беспалубные суда на большинстве которых устраивалась двускатная крыша. В верховьях Камы были известны с XVI в. Строились они для доставки железа и изделий уральских заводов в низовья Волги.

Барки —наиболее распространенные с XVII в. дощатые суда. Особую роль они сыграли на Вышневолоцком водном пути, где движение совершалось только в одном направлении—к Петербургу, по прибытии в который барки шли на разборку. С увеличением размеров и расширением района плавания конструкция барок совершенствовалась, и вскоре они стали основой деревянного флота. Термин "барка" позднее стал применяться как собирательный, относящийся нередко и к деревянным судам усиленной конструкции.

Беляны —занимали особое место среди волжского флота. Строились на притоках Волги и использовались для перевозок лесных грузов.

Для перевозки грузов по рекам Оке, Москве и некоторым другим притокам Волги строилисьгусяны, отличавшиеся большой шириной, низким бортом и малой осадкой. После сооружения первых искусственных водных систем наряду с использованием старых типов судов начали строить новые, в размерах и конструкции которых учитывали изменившиеся условия плавания. Так, на Вышневолоцкой системе, где плавание судов осуществлялось только в низовом направлении, появились вышневолоцкие барки —однорейсовые суда грубой упрощеной конструкции, которые разбирались по прибытии в Петербург.

Своеобразным типом судна были применяемые на Северной Двине с древних времен "кочневые ладьи", имевшие по бортам ледовое подкрепление в виде пояса из прочных дубовых досок. Постепенно совершенствуясь в далеких походах в Сибирь, кочневая ладья переросла в новый тип быстроходного парусного судна— коч. Приспособленный для ледового плавания коч имел яйцеобразную форму корпуса, благодаря чему при сжатии льдов он "выжимался" на поверхность. Для плавания по рекам Сибири строились такие же, как и в европейской части России, типы судов, но имелись и некоторые особенности.

Дощаник в Сибири также, и на Волге, представлял собой плоскодонное судно длиной около 20 м, которое передвигалось с помощью бечевой тяги, весел и парусов, а для плавания в прибрежных морских районах, в частности в Обской губе и других заливах, строились кочи, тип которых проник в Сибирь с побережья Белого моря. Многообразие типов и размеров отражало требования, вытекавшие из условий плавания в различных бассейнах. Имело значение и то, что какой-либо централизованной политики в проектировании судов не было, да практически и само проектирование в его современном понятии отсутствовало. Развивающееся судоходство требовало коренного улучшения типов судов.

http://www.spishy.ru/referats/61/1242

 

посмотреть все (18)

Другие статьи и публикации компании:

Интенсивное развитие судостроения в петровскую эпоху Интенсивное развитие судостроения в петровскую эпоху
Информация может быть не достоверна
Петр I повел решительную борьбу за улучшение качества речных судов и сохранение лесных богатств России, беспощадно расходовавшихся на "топорные" доски и брусья для судостроения.
02.07.2013
Судостроение Судостроение
Информация может быть не достоверна
Судостроение —отрасль промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений. Что за скупая формулировка для такого богатого понятия!
02.07.2013
Судостроение в дореволюционной России Судостроение в дореволюционной России
Информация может быть не достоверна
В середине XIX в в России возник ряд крупнейших судостроительных заводов: Балтийский, Сормовский, Ижорский, Кронштадский, Севастопольский, Николаевский.
02.07.2013
Значение судостроения для экономики России Значение судостроения для экономики России
Информация может быть не достоверна
Водный транспорт имеет огромное значение для нашей страны с её обширной речной системой и морским побережьем громадной протяженности, и возрастает и значимость судостроительной промышленности.
02.07.2013
Судостроение после революции Судостроение после революции
Информация может быть не достоверна
В первые годы НЭП судостроительные заводы, являвшиеся вследствие своей универсальности также и машиностроительными, загружались изготовлением различного оборудования, для восстановления транспорта.
02.07.2013
Особенности размещения судостроительных предприятий Особенности размещения судостроительных предприятий
Информация может быть не достоверна
При размещении судостроительных, а также судоремонтных предприятий, должно учитывать приближение их к районам эксплуатации, во избежание балластных переходов к месту их постоянной работы или ремонта.
02.07.2013

Статьи и публикации других компаний:

Как организовать производство жаренных семечек? Как организовать производство жаренных семечек?
Информация может быть не достоверна
В этой статье будут затронуты моменты, от которых зависит производство качественной продукции.
17.03.2014
Индивидуальная упаковка «стик» Индивидуальная упаковка «стик»
Информация может быть не достоверна
Возможности использования порционной упаковки типа «стик» на рынке продукции неуклонно расширяются
17.03.2014
Вакуумная упаковка продуктов Вакуумная упаковка продуктов
Информация может быть не достоверна
В процессе хранения многих пищевых продуктов происходят химические и микробиологические изменения, важную роль в которых играют кислород, свет и температура в совокупности.
20.10.2015
Кондиционеры, сплит системы
Информация может быть не достоверна
Кондиционеры, сплит системы, типы кондиционеров, выбрать кондиционер
04.03.2016
Как приятно, когда из года в год, появляется все больше новых заказчиков. И конечно, приятно, когда заказчики обращаются, во второй и в третий раз
15.05.2020
ООО «Технодрайв» сообщает об расширении нового склада в Ростове-на-Дону до 1500 кв. метров.
31.03.2023
Информация о продавце
  • +7 (918) 526-84-86
  • Таганрог, ЮФО, 347933
ООО "ТД ЮЖНЫЙ ВЕТЕР" специализируется на поставке судового оборудования для судоремонтных-строительных компаний.
×